Эксперты «Сколково» и рынка фудтеха обсудили, как совместить потребительский спрос и натуральность продуктов

На сессии «Вкусно и технологично. Будущее фудтеха», которая прошла 19 сентября в рамках Форума будущего БРИКС «Облачные города», эксперты обсудили новейшие практики фудтеха, а также актуальные тренды отрасли. Модератором сессии выступила Наталья Чернышева, директор AgroTech Hub Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ).

По словам Натальи Чернышевой, в Фонде «Сколково» эксперты видят много разных изменений на рынке продуктов питания в процессе их производства и переработки, а также разные технологии их использования. «Мы видим, что появляется много новых продуктов, которых раньше на нашем столе не было. Активно меняются технологии сохранения еды. Появляются относительно новые методы сушки, заморозки, новые форматы потребления еды».

Севиль Нарышкина, директор направления агро Фонда «Сколково», рассказала про тренды на рынке фудтеха. Среди них: новые вкусы и фактуры, тренд на сохранение естественного, натурального, прямо с грядки.

«Эти тренды, к сожалению, довольно сильно противоречат друг другу. И стартапы, как и рыночные тренды, идут теми же путями. Поэтому нужно четко понимать, где у нас есть линия демаркации. С одной стороны, есть потребительский запрос к яркому, чистому, красивому, интересной фактуре. А с другой стороны, у нас есть требования к натуральности. Эти истории пока плохо друг с другом соотносятся. И одна из задач для наших резидентов, эти потребительские запросы с естественными натуральными продуктами, витаминами, минералами, которые есть в овощах, в молоке, в мясе, соединить в итоговый потребительский продукт с теми качествами, которые мы все хотим видеть на полке», — заявила Севиль Нарышкина.

Директор направления агро Фонда «Сколково» считает, что у людей достаточно много мифов о том, как должна выглядеть безопасная, здоровая еда.

«С одной стороны, мы предъявляем к ней требования, чтобы она была не только вкусной и здоровой, но еще и интересно выглядела и попадала в потребительские предпочтения. С другой стороны, сделать инновационный продукт довольно сложно. И, пожалуй, это является основным барьером. А если говорить про нас, то у каждого есть собственные предпочтения, и все потребители хотят получить здоровое питание. А кто-то, наоборот, говорит, что хочет интересное. И в этом смысле производители бегут за тем потребителем, которые им более близки», — рассказала Севиль Нарышкина.

Олег Зайцев, соучредитель и генеральный директор ИстАгро Дон: «Наша задача извлечь из сырья полезный ингредиент, сделать его доступным для использования в широком спектре питания. Причем не только у людей, но и у животных, для того, чтобы решить ту самую задачу, о которой мы все думаем и пытаемся реализовать. Чтобы питание, помимо того, чтобы оно было красивым, доступным, вкусным, было еще и полезным. Чтобы питание действительно не только не приводило к заболеваниям, но и обеспечивало наше здоровое долголетие».

Эксперты отмечают наличие другой проблемы — доступность готовой еды возросла, но население, тем не менее, сохраняет традиционный подход в питании. Юлия Шакирова, генеральный директор ЕдимДома.ру, поделилась тем, что практический каждый человек в России ходит в кафе и рестораны и заказывает еду на дом.

«Мы понимаем, что сейчас у всех это микс. То есть рацион, который человек потребляет в неделю, это микс из еды, которая приготовлена дома, и еды, которая заказана. В целом, это неплохо, если мы говорим о том, что одна из самых больших проблем сейчас — это однообразие питания. Когда люди питаются дома, им сложно готовить разнообразные блюда. Это довольно скудный рацион с точки зрения микроэлементов, которые наше население потребляет. Когда мы говорим о том, что есть возможность купить или заказать еду, такой рацион даже может стать гораздо более полезным и разнообразным. В этот момент, конечно, нужно говорить о том, как повышать знания нашего населения, как обучать, чтобы люди понимали, что им надо заказывать разную еду, как ее сочетать с тем, что они едят дома, и как это все должно складываться в какой то сбалансированный, разнообразный рацион», — рассказала Юлия Шакирова.

О своем опыте создания инновационной и полезной еды рассказал Игорь Писарский, партнер Ice You. Компания занимается производством не только еды, но и помогает экономить время на ее приготовлении. Продукты замораживаются с использованием технологии акустической заморозки.

«Мы готовим натуральную, домашнюю или ресторанную еду. Наша линейка состоит из 45 меняющихся позиций. Нам нет необходимости добавлять в них никакие химикаты и ингредиенты, способствующие длительному хранению, поскольку инновационная технология сохраняет все полезные и вкусовые качества продукта. Еда красиво выглядит, сколько угодно хранится, не окисляется и не теряет своих потребительских качеств. Продукт не отличим от свежей или другой замороженной продукции. То есть, вы берете просто ледяной замороженный диск, кладете его в тарелку. Все это либо разогревается в кипятке, либо в микроволновке, и через 5-6 минут у вас вкусное готовое блюдо», — поделился Игорь.

Надежда Болотова, генеральный директор компании Холодильный терминал, выделила, что рынок замороженной еды — довольно молодой, ему лет 60. «Конечно, мифов и различных рисков у человека в этой области огромное множество. И тот факт, что, мы знаем малый ассортимент продуктов, ведет к тому, что крайне непросто продвигать аудитории новые решения. Поэтому каждый из нас сталкивается с одной и той же проблемой как научить, как обосновать, как продать, как предложить, почему именно тот или иной продукт будут покупать сегодня».

Компания Холодильный терминал продвигает инновационную бумажную упаковку, которая повышает удобство приготовления блюд. Надежда Болотова отмечает, что благодаря этой упаковке можно приготовить еду в СВЧ кратно быстрее. «За 16 минут готовится, например, свекла или тыква, за 8 минут рыба, которые никаким другим способом в духовке за такой короткий срок мы с вами не приготовим, как бы мы ни старались», — рассказала спикер.

Наталья Мендус, управляющий директор Россельхозбанка по работе со стартапами поделилась своим мнением о трендах, которые могут изменить пищевую индустрию в будущем:

«В прошлом году в стартапы в сфере Фудтеха было инвестировано более 11 миллиардов долларов. Хотя некоторые проекты, например в области альтернативного мяса, могут быть переоценены, общие тенденции указывают на серьезные изменения в пищевой индустрии. Учитывая меняющиеся пищевые привычки и глобальные вызовы, связанные с продовольственной безопасностью, мы видим большой потенциал в стартапах, разрабатывающих альтернативные источники белка, включая культивируемое мясо и морепродукты. Кроме того, растущая распространенность аллергий стимулирует спрос на растительные альтернативы молочным и мясным продуктам. Эти тренды не только отражают заботу людей о здоровье, но и формируют будущее пищевой промышленности на ближайшие десятилетия».
Made on
Tilda