«Сколково» и эксперты проанализировали развитие беспилотного транспорта

В МКЗ «Зарядье» в рамках Форума будущего БРИКС «Облачные города» прошла сессия «Ни души, ни прав. Борьба за лидерство в беспилотном транспорте между старыми и новыми экономиками». Модератором сессии выступил Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ).

Развитие беспилотного транспорта — это не только технологический прорыв, но и новые вызовы, которые предполагают серьезные изменения. Для широкого применения беспилотных систем в городской среде требуется адаптация дорожной инфраструктуры, разработка систем безопасности, выверенная законодательная база и решение задач этики в сфере искусственного интеллекта. На каком этапе развития беспилотного транспорта находится Россия, рассказал Сергей Казачков, партнер компании Kept.

В 2024 году Kept возобновила составление рейтинга готовности стран к внедернию автономного таранспорта. В обновленный перечень рейтинга входит 16 стран: БРИКС, Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция и страны СНГ.

По словам Сергея Казачкова, в 2024 году в рейтинге готовности стран к внедрению беспилотного транспорта Россия занимает второе место, лидером является Китай. «Мы считаем, что ключевой мотивацией для развития беспилотных технологий со стороны государства на сегодняшний день является, в первую очередь, нехватка человеческого капитала. Это не замещение человеческого ресурса, а скорее его и так не хватает. И второе — это экономическая мотивация. Такси, автобусы, грузовики — то, куда сейчас тратят деньги, в том числе коммерческие компании».

Алексей Райкевич, генеральный директор ГЛОНАСС, представил на сессии решение, которое будет способствовать снижению ограничений в области беспилотников. Компания предложила использовать существующую систему, платформу по мониторингу, которая в режиме реального времени осуществляет мониторинг пассажирского транспорта в РФ, перевозки опасных грузов.

«Малой авиации уже третий год и она технически абсолютно применима для беспилотников. На Сахалине мы демонстрируем ее работоспособность. И главная ее задача — это обеспечить инструмент идентификации беспилотника в небе. То есть, к примеру, представитель госорганов, видя беспилотник в небе на своем планшете, сможет подключиться к нашей платформе и в режиме реального времени идентифицировать этот цифровой двойник беспилотника. Это обеспечит дополнительную прозрачность для функционирования отрасли и, на наш взгляд, будет способствовать скорейшему смягчению ограничений и возможному снятию запрета на эксплуатацию дронов», — поделился Алексей Райкевич.

Генеральный директор ГЛОНАСС также добавил, что есть одно ограничение на пути развития данной индустрии — около 20% территорий России покрыты сетью сотовой связи. Как отметил эксперт, для того, чтобы видеть беспилотник за пределами зоны сотовой связи, необходимо, чтобы его доставлял так называемый радиоканал прямой видимости, либо спутниковый канал. «Необходима прозрачность в небе и связанность, возможность обмениваться данными с беспилотником, где бы он не находился в воздушном пространстве Российской Федерации».

Павел Бокша, начальник Центра исследования и разработки беспилотного транспорта, ГУП «Московский метрополитен», рассказал, почему они занимаются развитием беспилотной сети в Москве, и на что делается акцент в работе прежде всего.

«Городу важно то, как мы возим пассажиров. В первую очередь, необходимы безопасность, предсказуемость сервиса и комфорт пассажиров. Во всех этих трех направлениях человеческий фактор играет довольно серьезную роль, и снижение его влияния на процессы — это большой вызов для нас и серьезная цель. С беспилотным транспортом мы становимся более гибкими в плане составления расписания и диспетчеризации. Планируем получить довольно серьезные результаты в части предсказуемости поездок и повышения уровня их комфорта», — заявил Павел Бокша.

Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта «Сколково», отметил, что у многих компаний грандиозные планы по внедрению беспилотного транспорта и различных систем, поддерживающих их. «Сейчас очевидно, что мы в сторону роботизации транспорта, сейчас в работе беспилотный трамвай, до этого мы уже видели беспилотные такси и грузовые автомобили. Привычная нам городская среда активно наполняется новыми видами беспилотного транспорта. И глобально это очень здорово, так как мы прекрасно понимаем, что образовавшийся дефицит кадров, водительского состава, достаточно серьезный вызов для транспортной отрасли страны, на который можно уверенно ответить с использованием передовых технологий».

Как поделился Камарул Мухамед, основатель и генеральный директор, Aerodyne в Малайзии, страны БРИКС через 10 лет станут мировыми лидерами в области дронов, поскольку имеют более гибкий, не такой строгий регуляторный контекст и законодательство, как в старых экономиках.

Камарул Мухамед также отмечает, что нужно думать о том, кому должно принадлежать право управления этими технологиями. «Должна быть правильно выстроенная этика и репутационные решения, а законодательство должно поддерживать ее развитие. Этика связана с ответственностью, каким образом управлять операциями в приемлемом для людей ключе. У нас есть этические стандарты, кодекс поведения. Безусловно, безопасность должна быть первым приоритетом. Вместе с тем, люди должны проходить обучение. Нужно думать об отборе кадров. Наша организация принимает на работу людей. И 20% среди них — это пилоты, которых мы берем и каждый из них проходит курс обучения в области этики внутри организации».

«Появление беспилотного бизнеса как такового порождает рядом с собой суббизнесы, которые связаны с доставкой, оборудованием и многими другими секторами экономики. То есть, появляются тысячи компаний, которые работают только на одну беспилотность, обслуживая ее рядом. Тем самым, не выполняя прямых функции по перевозке пассажиров и грузов, но закрывая какие то смежные задачи», — подчеркнул Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта «Сколково».
Made on
Tilda