А у вас есть кумиры?
(Смеется). Собеседников много. Что касается кумиров, когда ты только начинаешь свой путь в профессии, они всегда у тебя есть. А когда встаешь с ними в один ряд, то уже спокойно на этом уровне существуешь. Сейчас я на том уровне, когда воспринимаю коллег как собеседников, которые следят за моим творчеством, а я слежу за их работами. Воспринимать кого-либо из ныне живущих как небожителей – такого уже, конечно же, нет.
Но мне все равно есть, к чему стремиться. Не считаю, что я на профессиональной вершине. Уверен, что все только впереди. Что касается творческого развития, наверное, некоторые из поклонников, исходя из последних новинок бренда, считают, что я исписался и занимаюсь переписыванием одной композиции с разных сторон (речь о «Джокере» – примечание SPEAKER Moskva). Это отдельный сложный вопрос. Могу по этому поводу привести некое сравнение с миром изобразительного искусства. Каждый из известных художников привнес нечто новое. Если мы посмотрим на любого из них – Пикассо, Ван Гог – они были первыми в своем стиле, направлении, и были востребованы и в моменте, и спустя время. Они открыли новое, хотя хорошо писали и в процессе поиска себя. Художник спустя определенное время работы в базовом академическом формате, находит себя и начинает вырабатывать стиль. Мало художников, которые переключались с одного стиля на другой.
Мне импонирует этот подход. Ты находишь себя, и развиваешься в этом направлении. Не просто сделать «Джокеров». Тебя заводит сама тема, и ты постоянно привносишь в нее новые ноты. Если посмотреть на семейство «Ристмонов» – они не сделаны одинаково. В механизмах постоянно появляются новые усложнения, эта история постоянно развивается, и ее невозможно закончить. Это – новое направление в часовом деле, я являюсь его открывателем, и есть идеи, которые мне хочется реализовать. Можно сказать, потребность художника творить.
Большинство живописцев мы ценим именно за то, что они развивают новое направление. Выходящее за его рамки воспринимается уже с меньшим ажиотажем – потому что уже есть общепринятое понимание ДНК данного художника. И, когда живописец работает в своем фирменном направлении, это востребовано у людей и они готовы просить переписывать одни и те же картины. У каждого художника есть множество картин, которые для клиентов повторялись. В любой творческой сфере это устроено одинаково – люди приходят, увидев произведение, и просят художника написать такое же. Надо понимать, что и ко мне «приходят» на мануфактуру с просьбами повторить. И я сам понимаю, что все созданные «Ристмоны» будут востребованы. А, в отличие от художника, который работает сам, у меня есть 40 человек, которым надо платить зарплату. Моя творческая часть должна находиться в балансе с коммерческой. «Константин Чайкин» – это уже мануфактура, это люди, у которых есть семьи, и это ответственность. Художник может быть голодным. Но люди, которые у меня работают, голодными быть не должны.
На сегодняшний день есть понятный коммерческий успех «Джокеров». По счастью, он является и бесконечным источником творческих идей. Но зацикливаться, безусловно, не будем. У меня все же есть и личная потребность бесконечных поисков. Загнать в клетку ДНК бренда меня очень сложно.