В Москве каждую неделю открываются по несколько новых ресторанов. Как в таких условиях приобретать постоянных гостей? И возможно ли «возвращать» клиентов?
Кристина: Раньше было больше людей, которые постоянно ходили в одни и те же места на любимый суп/напиток/официанта. Потом появилась так называемая «саранча». Возможно, это не очень уважительно звучит, но я и сама к ней отношусь. Когда открывается новый проект, и ты думаешь – зачем идти в старый, я же должен попробовать все – и идешь в новый. В этот момент стало тяжело удерживать аудиторию. И это нормально. Если спросить среднестатистического foodie-москвича – ему интересны, конечно же, новые проекты. Но COVID немного поменял ситуацию и задал новый тренд – поддерживать людей и проекты. Почему так? Потому что уровень ресторанов уже плюс-минус одинаковый. Они все стильные, интересные, вкусные. Но собрать свою аудиторию – самое главное. У Аркадия Новикова она одна, у Lucky Group – другая.
И для своих постоянных гостей нужно создавать новый опыт. Они смотрят меню, в котором попробовали уже все, и хотят новинок. Нужны события, новые коллаборации, сезонные обновления меню.
Я всегда все переношу на семью. Если я дома встречаю гостей, мне нужно прибраться, классно выглядеть самой, приготовить еду – для ребенка одну, для взрослых – другую, кому-то надо прохладнее температуру, другим нужен плед, третьим – подарочек. Для всех ты это уже продумал. Но, когда они приезжают к тебе каждую неделю, и ты все время готовишь свою фирменную лазанью, уже возникает вопрос. А значит, можно приготовить ризотто. Или ввести сезонные новинки, поставить на стол черешню и абрикосы. Когда ты через семью смотришь на бизнес, то получается очень душевно.
Анна: Здесь уместно вернуться к вопросу продукта. Удерживать гостя можно, только если продукт изначально докручен. Если официант поговорил с тобой не только про меню, если тебе понравились блюда или появился любимый столик. Это должна быть эмоция, за которой ты хочешь вернуться. Мне кажется, в наше время люди редко дают второй шанс заведению из-за огромного количества предложений на рынке. И дать с первого раза эту самую эмоцию – настоящее искусство. Все же портрет постоянного гостя формируется уже после того, как ушла «саранча».
Кристина: Здесь еще раз хочется вернуться к теме того, что люди ходят на людей. В пандемию во время карантина заказывали доставку именно оттуда, где любимые шефы – всячески поддерживали то, что откликается. Многие рестораны были на грани закрытия, разорения. И люди заказывали не там, где дешевле или даже вкуснее, а где им были важны люди. Когда команда и гости объединяются в единое коммьюнити – это всегда видно и очень ценно. Это подтверждает концепцию «ресторан – третье место после работы и дома», потому что это место объединяет, собирает вместе неравнодушных людей со схожими вкусами и жизненными принципами.
Для кого вам вообще интересно работать, если говорить об аудитории?
Кристина: Это абсолютно разношерстная аудитория, но при этом любопытная. Такие люди ходят по новым ресторанам, путешествуют, знают, где первоисточники тех или иных идей и тенденций. Их объединяет высокий интеллектуальный уровень, финансовое благополучие и любопытство.