Очень часто дизайнеры не видят нюансов, и это проблема. Их, конечно, обучают в специализированных заведениях, но, даже если некоторые детали в их дипломных работах не выполнены перфектно, это не повод отказать дизайнеру в документе об образовании. Далеко не везде критерии проверки знаний столь строги, как у нас в Международной Школе Дизайна. Условно говоря, диплом может быть получен, и формально такой специалист соберет интерьер, у него диваны, лампы будут на месте, он сделает чертежи и так далее. А вот сделать так, чтобы все это вместе гармонично смотрелось – задача посложнее … Мы сейчас находимся в галерее дизайна LIAIGRE на Кутузовском проспекте, и можем видеть, как оттенки живописи работают вместе с оттенками мебели, как это интересно сочетается с расположившимся здесь живым деревом… Это не значит, что живопись должна подбираться под интерьер (здесь – в LIAIGRE – она и не подбиралась). Но это значит, что мои коллеги, работая с таким большим брендом, на практике научились тем вещам, которые обычно преподают в дизайнерских школах. И они видят нюансы. Обратите внимание, как точно мой любимый и лучший в Москве икэбанист Урана Куулар (мы с ней учились в одной и той же школе икэбаны Икэнобо в Киото) подобрала ветки эвкалипта к тому красному цвету, который мы видим на картине. И этот седой зеленый оттенок будет и по цвету, и ассоциативно сочетаться с работой Генсу Ана Red traffic light. Я считываю здесь очень тонкие переклички, которые любой дизайнер, по идее, должен видеть. Без этого интерьер будет собран лишь формально. Например, столь часто встречающийся серый интерьер, и в нем внезапно ярко-синий диван неприятного открытого оттенка, и рядом еще какой-нибудь желтый цветок. Это называется «разбавили монохромный интерьер цветовыми пятнами». Такие примеры наблюдаю каждый день – это все от непонимания, как сделать тоньше. Многие дизайнеры вообще боятся цвета. И, когда они приступают к работе с цветом, то начинают как дети ставить пятна то тут, то там. Я не вижу авторского подхода, и меня это огорчает.
С точки зрения творчества и качественной проработки, хороших интерьеров мало. У нас вообще нередко дизайн путают с ремонтом – даже сами заказчики, особенно не слишком искушенные. Зачастую те, кто не живет в столице. Это очень важно, потому что в Москве критерии намного выше, конкуренция сильнее. Я много езжу по России с лекциями и общаюсь с дизайнерами в разных городах. Я понимаю, что мы, при всем уважении, находимся на разных уровнях. Не потому, что они чем-то хуже – если они попадут сюда, в эту среду, они тоже адаптируются. В регионах других запросы, вкусы, возможности. Не так много брендов представлено, не столь широкий выбор. Зачастую нет шоурумов – таких как галерея дизайна LIAIGRE, в которой мы сейчас находимся. Для чего нужны такие пространства? Они выполняют просветительскую миссию! Чтобы дизайнер пришел сюда, скажем, на мастер-класс или презентацию, и у него в голове что-то изменилось: «Ага, а вот так, оказывается, можно». Насмотренность очень важна. В Москве можно получить хотя бы относительную насмотренность (подчеркиваю, относительную!) Для того, чтобы ее получать в достаточном объеме, надо путешествовать, и не только на выставки мебели, а вообще путешествовать. А такая возможность есть далеко не у всех. Опять же, мои коллеги из регионов России – куда они ездят? В основном отдыхать. И, даже если они поедут в Италию, то, скорее не на миланский мебельный салон, а куда-нибудь, где тепло и есть море. Чтобы сделать качественный дизайн, нужно инвестировать в себя очень много сил, средств и времени. Только тогда можно создавать качественный дизайн. А если ты этого не делаешь, не посвящаешь себя профессии целиком, работая на уровне «мне прислали каталог плитки, и я из него что-нибудь выберу», – то ты сможешь что-то собрать, но будет видна вынужденность этой сборки.