Текст: Александр Попов
Майк Шилов
Архитектурный и предметный дизайнер, лауреат международных конкурсов дизайна, обладатель премии ELLE DECORATION “Дизайнер года”, участник списка TOP 100 журнала AD, преподаватель Международной Школы Дизайна
Чем хороший, качественный дизайн отличается от некачественного?
Здесь есть две составляющие. Первая из них творческая, а вторая – материальная, производственная.

Творческая составляющая очень субъективна. Качественный дизайн для представителей разных стилевых направлений будет разным. Хотя, если стараться придерживаться объективности, вполне возможно ценить и уважать друг друга с коллегами, работающими в совершенно иных жанрах. Я не делаю так, как кто-то из моих знакомых, они не делают как я – потому что им это не близко. Но мы всегда можем отметить хорошо сделанный проект, поскольку имеем определенное образование и опыт, позволяющие видеть, насколько работа сделана красиво, чисто, достоверно.

С точки зрения качества, интерьер может быть собран цельно, а может быть придуман на скорую руку, без понимания, что с чем сочетается. Таких интерьеров, на самом деле, большинство – они не выглядят так, словно их сделали профессионалы. Это – специфика рынка, и не только у нас. Я бы сказал, это актуально для всего мира. И те списки, которые составляют журналы во всех странах – «100/200 лучших дизайнеров» – это, если говорить откровенно, основной показатель профессионализма. Общаюсь с коллегами по всему миру, от Италии до США, и только те, кто попадает в эти списки, способны реально что-то сделать качественное. Остальные объективно не дотягивают, потому что грамотных специалистов очень мало. Я каждый день вижу в журналах и на сайтах, посвященных дизайну, интерьеры, которые некачественно собраны, сделаны будто случайно. Например, в них могут присутствовать три настолько разных синих или зеленых цвета, которые в принципе не должны быть вместе. Но автор проекта этого не замечает, или не придает значения.
Очень часто дизайнеры не видят нюансов, и это проблема. Их, конечно, обучают в специализированных заведениях, но, даже если некоторые детали в их дипломных работах не выполнены перфектно, это не повод отказать дизайнеру в документе об образовании. Далеко не везде критерии проверки знаний столь строги, как у нас в Международной Школе Дизайна. Условно говоря, диплом может быть получен, и формально такой специалист соберет интерьер, у него диваны, лампы будут на месте, он сделает чертежи и так далее. А вот сделать так, чтобы все это вместе гармонично смотрелось – задача посложнее … Мы сейчас находимся в галерее дизайна LIAIGRE на Кутузовском проспекте, и можем видеть, как оттенки живописи работают вместе с оттенками мебели, как это интересно сочетается с расположившимся здесь живым деревом… Это не значит, что живопись должна подбираться под интерьер (здесь – в LIAIGRE – она и не подбиралась). Но это значит, что мои коллеги, работая с таким большим брендом, на практике научились тем вещам, которые обычно преподают в дизайнерских школах. И они видят нюансы. Обратите внимание, как точно мой любимый и лучший в Москве икэбанист Урана Куулар (мы с ней учились в одной и той же школе икэбаны Икэнобо в Киото) подобрала ветки эвкалипта к тому красному цвету, который мы видим на картине. И этот седой зеленый оттенок будет и по цвету, и ассоциативно сочетаться с работой Генсу Ана Red traffic light. Я считываю здесь очень тонкие переклички, которые любой дизайнер, по идее, должен видеть. Без этого интерьер будет собран лишь формально. Например, столь часто встречающийся серый интерьер, и в нем внезапно ярко-синий диван неприятного открытого оттенка, и рядом еще какой-нибудь желтый цветок. Это называется «разбавили монохромный интерьер цветовыми пятнами». Такие примеры наблюдаю каждый день – это все от непонимания, как сделать тоньше. Многие дизайнеры вообще боятся цвета. И, когда они приступают к работе с цветом, то начинают как дети ставить пятна то тут, то там. Я не вижу авторского подхода, и меня это огорчает.

С точки зрения творчества и качественной проработки, хороших интерьеров мало. У нас вообще нередко дизайн путают с ремонтом – даже сами заказчики, особенно не слишком искушенные. Зачастую те, кто не живет в столице. Это очень важно, потому что в Москве критерии намного выше, конкуренция сильнее. Я много езжу по России с лекциями и общаюсь с дизайнерами в разных городах. Я понимаю, что мы, при всем уважении, находимся на разных уровнях. Не потому, что они чем-то хуже – если они попадут сюда, в эту среду, они тоже адаптируются. В регионах других запросы, вкусы, возможности. Не так много брендов представлено, не столь широкий выбор. Зачастую нет шоурумов – таких как галерея дизайна LIAIGRE, в которой мы сейчас находимся. Для чего нужны такие пространства? Они выполняют просветительскую миссию! Чтобы дизайнер пришел сюда, скажем, на мастер-класс или презентацию, и у него в голове что-то изменилось: «Ага, а вот так, оказывается, можно». Насмотренность очень важна. В Москве можно получить хотя бы относительную насмотренность (подчеркиваю, относительную!) Для того, чтобы ее получать в достаточном объеме, надо путешествовать, и не только на выставки мебели, а вообще путешествовать. А такая возможность есть далеко не у всех. Опять же, мои коллеги из регионов России – куда они ездят? В основном отдыхать. И, даже если они поедут в Италию, то, скорее не на миланский мебельный салон, а куда-нибудь, где тепло и есть море. Чтобы сделать качественный дизайн, нужно инвестировать в себя очень много сил, средств и времени. Только тогда можно создавать качественный дизайн. А если ты этого не делаешь, не посвящаешь себя профессии целиком, работая на уровне «мне прислали каталог плитки, и я из него что-нибудь выберу», – то ты сможешь что-то собрать, но будет видна вынужденность этой сборки.
Поэтому, если мы говорим об интерьере, то должны понимать, в каких условиях дизайнер работает – это очень важно. Нельзя быть просто снобом, и говорить: «Он сделал какую-то ерунду». Этот человек, может быть, сделал лучшее в тех условиях, которые ему предложены. Например, я живу и работаю в Москве. Если бы я жил в Париже, и у меня был бы под рукой целый район прекрасных антикварных салонов, галерей, в которых представлены в большом количестве винтажные предметы мебели, мастерских, где делают на заказ всё, что угодно, на протяжении веков (причем, в том числе по чертежам заказчика). Там артизанов – миллион! И я понимаю, почему французский интерьер (опять-таки, речь о Франции, потому что мы сидим в галерее дизайна LIAIGRE) так насыщен артизанальными вещами, которые сделаны маленькими мануфактурами, мастерами – от керамики до супер-премиального коллекционного дизайна. Потому что коллекционный дизайн тебе тоже должны сделать – ты можешь придумать консоль, но тебе ее мастер должен создать. Там проще, а у нас с этим сложнее. У нас все пока идет в зачаточном состоянии, и все артизанальные вещи, которые мы создаем – это малые формы и в основном несложные по исполнению вещи.

Буквально вчера я был на открытии выставки «Трын-Трава. Современный русский стиль». Это выставка русского дизайна, который использует мотивы разных народных промыслов и рукотворные материалы . Там были работы из фарфора, керамики, бумаги. Есть очень красивые вещи, но опять-таки, довольно незатейливые. Они доступны для того, чтобы их сделать более-менее “на коленке”, кустарным способом. Это специфика неразвитости рынка. Например, дизайнер, который решился бы замахнуться на сложную вещь – для него это был бы challenge, настоящий квест сделать такое в России. И потом, кому он еще это продаст?

Опять же, все дизайнеры находятся в тех условиях, которые им предложены. Во Владивостоке свои условия, в Краснодаре – свои, в Москве – свои. И в Париже – свои. Задача честного человека и дизайнера такая – делай максимум из того, что ты можешь. Как говорится, делай что должно, и будь что будет. Ты не можешь прыгнуть выше головы, если только ты не великий стратег, который может создать бизнес вокруг себя – наоткрывать под себя классных мест и шоурумов. Есть же такие примеры – почти в каждом городе, где я бываю у нас в России, есть свои крутые шоурумы, рестораны, но это чаще всего делают не дизайнеры, а энтузиасты, люди бизнеса, которые занимаются коммерческой стороной. Если им удается привлечь на свою сторону дизайнеров, то индустрия начинает развиваться. Если такого нет, то тогда все остается в зачаточном состоянии. Я выступал недавно с лекцией в Махачкале, был очень удивлен, там в центре шоурум – пять этажей, пять! Причем, хорошо оформленного дизайна. Люди делали это со вкусом. И я видел, какой радостью и любовью светились глаза дизайнеров, у которых есть возможность приходить в это красивое пространство как в свой дом – не только размещать заказы, но и обмениваться опытом, слушать лекции, наслаждаться общением в кругу единомышленников. Меня это порадовало – я понимаю, что это развивает рынок и профессионалов, и потребителей.
Круг потребителей – как ты его охарактеризуешь? Самые простые вещи, которые обыватель может узнать о дизайне, и начать в нем разбираться?
Я не думаю, что заказчику следует разбираться в дизайне. Ему нужно интуитивно (если развита интуиция) почувствовать, что ему ближе. Например, отсмотрев работы разных дизайнеров, у него вдруг возникнет симпатия к каким-то работам. У любого есть свое восприятие. Человек придет в художественную галерею – один автор ему понравится, а другой – нет. Он же не обязан себе объяснять, почему.

Дизайнеры тоже так – могут понравиться, а могут не понравиться. Если это так не работает, и человек не обладает абстрактным восприятием, и он сфокусирован очень на функциональных решениях, тогда можно навести справки – пообщаться, узнать, кто котируется на рынке, кто интересен. Поговорить с разными людьми, мнение которых для него значимо. Он же не в вакууме живет. Наверняка он найдет кого-то, кто сможет подсказать или посоветовать. Дизайнеры и клиенты зачастую встречаются совершенно неисповедимыми путями. Иногда это бывает случайная встреча – сесть, разговориться, а потом понять, что ты хочешь с этим человеком продолжить общение, и даже сделать проект. А иногда это бывает четко выстроенная стратегия, когда ищут дизайнера под решение конкретных задач. Дизайнера, работающего в определенной эстетике и стиле. Поиск может быть и творческий, интуитивный, эмоциональный. А может быть чисто функциональный, практичный. Так или иначе, нужно исходить их того, на основании чего ты хочешь сделать выбор. Иначе можно ошибиться. Вы можете выбрать дизайнера, который вам импонирует как личность, но он может не сделать вам хороший проект.
Заказчики часто думают, что им виднее, чем профессиональному дизайнеру?
Дизайн, к сожалению, относится к той же области, что и пиар. Многие люди, которых я знаю, считают, что они могли бы и пиаром заняться, и дизайном. Но никто почему-то не считает, что может хирургией заняться. Просто прийти – и вырезать кому-нибудь аппендицит. Почему-то это никому не приходит в голову. Даже починить проводку точно не каждый возьмется. Это опасно, и лучше туда не лезть. Дизайн – это та область, где каждый готов применить свои таланты, которые у него есть, а еще чаще те, которых у него нет. Поэтому, если клиент считает, что у него эти таланты есть, и ему нужен дизайнер, который будет его идеи воплощать в жизнь, то это несчастный дизайнер и несчастливый результат работы, потому что дизайнеру будут говорить: «Я хочу вот этот стул, а моей жене понравилась эта люстра…» И из этой работы не получится ничего хорошего. У клиента должна быть дисциплина в отношении себя, прежде всего. Ему следует понимать – если ты нанимаешь профессионала, ты должен ему доверять. Ты пришел к хорошему стоматологу на прием, открыл рот, тебе надели очки, сделали обезболивание – отдыхай. Я отключаюсь на это время, думаю о чем-то приятном, потому что понимаю: моя миссия сейчас выполнена. Но в дизайне люди так не считают. Они считают, что их миссия – лезть в каждую баночку: “У нее крышечка не того цвета, и сама она тоже не такая, а что, если сюда вот так…”
Доверие – большая проблема между дизайнерами и клиентами. Отсутствие доверия – о чем это говорит? Что клиент, уже работая с дизайнером и заплатив ему деньги, до конца не уверен, что он сделал правильный выбор. Значит, нужно делать правильный выбор. И после этого уже давать только общие указания. Они касаются набора помещений: “Я не люблю оливковый цвет, мне важно, чтобы была шумоизоляция”... Есть пожелания, которые дизайнер сам угадать не может. Но, позволь ему, пожалуйста, самому поставить вазу на стол, потому что он точно знает, какая ваза подойдет на этот стол. При условии, что ты выбрал себе профессионала, а не человека, которого тебе кто-то привел за руку.

То есть, либо ты доверяешь эмоционально – и вы плывете вместе. Либо доверяешь рационально – поговорив с самим человеком, собрав мнения о нем, и тогда ты понимаешь, что этот человек представляет из себя. Если тебе десять из десяти человек скажут, что он классный дизайнер – это наверное, что-то значит. Если тебе пять из них скажут: он такой проблемный, капризный – наверное, стоит задуматься. Иногда это играет чуть ли не более важную роль, чем умение сочетать цвета. Ты же с этим человеком будешь вместе год или два. Не пару месяцев, как можно подумать. Чтобы долго быть вместе, надо хорошо сочетаться. Я слышал множество взаимных жалоб дизайнеров и клиентов. Заказчики жалуются, что дизайнер не хочет переделывать проект, не выходит на связь, пропадает – одни экстримы. У дизайнеров другие экстримы – когда клиент по сто раз перевыбирает, сам не знает, чего хочет. А это большая проблема – заказчик обвиняет дизайнера в том, что тот не может дать клиенту то, чего он хочет. Но, если ты не знаешь, чего ты хочешь, то кто тебе это может дать?
Дизайнер не может заставить тебя сделать выбор, он может только показать и объяснить, что лучше. Самый лучший результат получается с людьми, которые знают, чего хотят, способны быстро принимать решения, доверяют дизайнеру и всегда, при любых обстоятельствах, стремятся сохранить доброжелательный тон. Вот с такими людьми самые лучшие проекты получаются. А самые худшие – это когда постоянно: “А может быть так, а я не знаю, а давай подумаю неделю”, – а через неделю: “Все нужно было вчера, почему ты не сделал?” Постоянный контроль, обвинения и претензии – это спутники худших проектов. От такого взаимодействия идет плохая энергия, а от плохой энергии не получаются хорошие проекты. Они получаются, если люди взаимодействуют с эмпатией и уважением.

Заказчики бывают с очень большими деньгами. Порой они считают – если платят деньги, перед ними должны плясать, раздеваться. Но они не понимают главного – они могут даже вынудить человека подневольного этого делать, вот только результат от этого будет плохой. Многие «капризные» заказчики думают, что их истерика как дождь - прошла, и ладно, даже не извинятся, и на следующий день будут себя вести как ни в чем не бывало. А у дизайнера от этого пролитого на его самооценку «кислотного дождя» уже сгорело все внутри, творческий запал пропал. И он начинает просто как робот выдавать что-то более-менее соответствующее твоим запросам, но без удовольствия, без души и без радости. И ты будешь жить в мертвом доме потом. Кому такие люди делают плохо? Только самим себе. И, кстати, это во всем мире – не редкость. Хотя мой опыт работы в Европы в плане культуры коммуникации и благодарности за проделанную мной работу – очень позитивный и успешный.
В моей работе важна доверительная коммуникация, на которой построены очень тонкие моменты создания качественного интерьера. Мне, например, нужно знать многое о жизни клиента, чтобы сделать красивый проект. Я вообще в начале говорю не о том, в каком стиле клиент хотел бы жить или в какой цвет он хочет покрасить стены. Это я сам все придумаю для него. Я говорю: “Скажите мне, как вы хотите жить?” А это значит, например, “я хочу просыпаться утром, открывать большие двери с витражными стеклами, выходить в нарядную столовую, не спеша пить кофе, любоваться видом из окна”. Человек должен представлять, как он хочет жить. Это не должен дизайнер за него придумывать. Ради чего недвижимость приобретается? Ради того, чтобы получить новое качество жизни. Если ты покупаешь квартиру из пяти комнат вместо трех только для того, чтобы “рассовать” своих родственников, это утилитарная задача. А дизайнера нанимают, когда хотят получить новые эмоции. Новые эмоции – это возможность ловить кайф от того, что видишь вокруг каждый день – окружающей среды. Это еще и возможность похвастаться, пригласить в гости кого-нибудь, чтобы сказали: “Вау, как у тебя красиво”. Или это возможность поднять твой социальный статус, чтобы твои коллеги или начальник пришли и оценили твой достаток и вкус. Люди нанимают дизайнеров по многим причинам. И, чтобы это было оправданно, ты должен взаимодействовать с дизайнером. И то, что дизайнеру от тебя нужно – это как ты хочешь жить. Ты ему можешь рассказать: “Я буду только один”. А может, вдвоем: “Мне нужен приглушенный свет, огромный экран, удобный столик для напитков, который будет стоять у большого дивана, на котором я буду отдыхать после работы. А потом я буду заходить в ванную комнату, где у меня будет красная подсветка зеркала, где я буду вечером готовиться ко сну, и мне нужна черная спальня, я хочу черный потолок, чтобы сразу лечь и заснуть”. Вот так человек может представить, как он хочет жить.

Другой – наоборот, захочет жить напоказ. “Мне нужен умный дом, чтобы было много сценариев света, и невидимая качественная акустика, и шторы открывались-закрывались нажатием кнопки. Ко мне будут приходить гости, я буду показывать им дом, а потом мы будем ужинать в парадной столовой за столом на 20 человек…” Это человек должен сам себе придумать. Если дизайнер ему это внушит, то он будет потом жить чужой жизнью. Он окажется с очень красивой столовой на 20 человек, зайдет, сядет за стол и подумает: “Что за ерунда, зачем мне этот гигантский стол длиной пять метров, да зачем я на это согласился?” И кто будет в этом виноват? Дизайнер? Нет. Дизайнер, может, предложил это, но зачем человек на это соглашался, если это не его сценарий жизни?
Сценарии жизни нужно продумывать самим. Их можно обсуждать с дизайнерами на уровне разумно-неразумно. “А как ты думаешь, какой матрас на кровати для меня окей? А как ты думаешь, будем ли мы эту террасу застеклять или оставим открытой?” Эти вопросы нужно обсуждать, но вы должны сами представить, что вы вообще хотите получить. Нужно представить себя, когда вы уже в этом интерьере находитесь. И какие у вас в этом интерьере возникают желания, фантазии, идеи. Может вам, конкретно в вашем случае, одну комнату нужно вообще отдать под винное хранилище – если вы фанат вина или работаете в винном бизнесе? Чем больше полезных и классных вводных данных вы даете дизайнеру – это все равно, что дать качественные свежие ингредиенты для готовки повару. Из этого повар сделает вам превосходное блюдо, которым вы будете очень довольны. А если вы накидаете ему сухарей, пакет молока недопитый, он вам из этого будет пытаться слепить. Потом еще украсит маргариновыми розочками, и вы скажете, что это невозможно есть. А все потому, что вы тоже не постарались. Вы взяли на себя роль капризного заказчика, который не знает, чего он хочет. Это не та роль, которую умные люди берут. Умные люди сами тебе все рассказывают, не дожидаясь, когда ты спросишь. “Я хочу это, для меня важно вот это, а ребенок любит играть в куклы, у нее коллекция авторских кукол, для них нужны полки…” Ты можешь никогда не догадаться, что у дочери заказчика 200 кукол, которых надо красиво усадить на полки. Существует бесконечное множество таких скрытых вещей.

Вы как заказчик должны быть открыты, и эта взаимная открытость, взаимное уважение – только в таких взаимоотношениях рождается хороший результат. При этом, вы сразу можете договориться с дизайнером – все, что вы обсуждаете, остается только между вами. Это как с врачом. Или как поехать на Ибицу – все, что там происходит, остается на острове. Вы должны доверять человеку, потому что иначе, постоянно недоговаривая, вы не можете ожидать, что ваши мысли и желания будут угаданы.
Если кому-то повезло найти своего дизайнера, стоит ли продолжать работать с этим дизайнером по новым объектам, даже при переезде в другой город или страну? Либо же стоит постоянно пробовать новое?
Здесь есть две опции. Первая – если вас не устроило сотрудничество с дизайнером, вы имеете полное право задуматься, а не поискать ли вам кого-то еще. Либо (как это часто бывает с моими клиентами, которые переезжают в Москву из других регионов) человек понимает, что прежде ему делали проекты на определенном уровне, который он если и не перерос, то хочет перерасти. И он ищет дизайнера, с которым вместе сможет подняться на другую ступень. А тот дизайнер, с которым работал раньше, будет тянуть его назад, потому что у него не хватает кругозора, опыта, воображения. Это нормальный процесс роста амбиций, людей на каком-то этапе начинает интересовать не лучший дизайнер их родного города, а лучшие дизайнеры Москвы. И, конечно же, клиент может увидеть, что дизайнер, с которым он привык работать, не сможет реализовать его новые яркие мечты.

У меня есть клиенты, с которыми мы идем из проекта в проект. Даже когда они уезжают в другие страны. Так, например, я несколько раз делал проекты в Италии, в Казахстане - для клиентов, которые переезжали или обустраивали для себя второй дом. Зная, что я регулярно бываю в Италии и владею языком, меня привлекали к работе и оставались очень довольны сотрудничеством. Сейчас я говорю это не для того, чтобы похвалить себя, а чтобы подчеркнуть, что у людей возникает желание вновь обращаться к тому, кому они доверяют. После успешной совместной работы к дизайнеру уже появляется определенный кредит доверия. И для клиента это в какой-то степени отношение если не родственное, то дружественное. Он знает, что может говорить откровенно многие вещи. Мне зачастую клиенты говорят гораздо более откровенные вещи, чем я рассчитываю услышать, честно говоря. Такая степень доверия приводит к тому, что им хочется по-дружески просто поделиться чем-то. Зная, что это безопасно для них, что я ни с кем никогда это не стану обсуждать. Это сближает, и у клиента возникает чувство, что этот человек для тебя чуть-чуть больше, чем профессионал. Он тебя знает, ты для него важен, ценен. И клиенту не нужно давать заново все свои вводные. Я уже знаю психотип человека, его характер, его вкусы. Они могут меняться, и человек говорит мне в таких случаях: “Майк, а вот помнишь, мы делали квартиру, она была такая цветная. А сейчас мне хочется чего-то очень сдержанного, монохромного, давай подумаем над этим”. Люди дают новые вводные, но уже есть большой багаж накопленной информацией, которой мы обменивались.
Новый человек придет – значит нужно заново привыкать и обмениваться мнениями. И люди часто признаются, что нет у них ни сил, ни желания привыкать к новому человеку, изучать его. И, самое главное, могут ли они ему доверять? У меня есть клиенты, которым я сделал по пять проектов. Представь, человек знает, что я ему сделал пять крупных проектов , и они все были воплощены в жизнь. Это уже большой кредит доверия, правда? Даже один проект или два – это большой кредит доверия. А у человека, которого ты берешь с нуля – у него же нет кредита доверия. А вдруг он тебя подведет? А вдруг он не включится в критический момент вместо того, чтобы форсировать, напрячься, когда ты просишь его: “Пожалуйста, быстрее, мне очень надо, я уезжаю”. Или еще бывает, что у него в голове что-то щелкнуло – и вдруг он перестает отвечать на звонки. Со мной такого нет. Я всегда буду лезть из кожи вон, чтобы сделать максимум для моего клиента. Это мой принцип, я никогда не ухожу от ответственности. Это дорогого стоит, и я понимаю, почему люди возвращаются ко мне. Для меня не подводить – одно из самых главных качеств в работе. У всех бывают форс-мажоры, кто-то что-то не привез, не успел. Но ты должен искать выход из ситуации, чтобы не подводить человека, который на тебя рассчитывает. Он должен понимать, какой выход ты ищешь, находишь. Ты не просто молчишь и делаешь вид, что ничего не происходит, а говоришь: “Вот это мы сможем сделать только через месяц, таковы причины, но я уже договорился, стараюсь сделать максимально быстро”. Ты честно говоришь, что вы можете сделать, и не играешься в непонятные игры. Это очень важно в нашей работе, где есть множество невидимых, на первый взгляд сложностей, который могут касаться многих людей – смежников, поставщиков, строителей. Поскольку дизайнер занимается авторским надзором, у него должно быть сто рук, он должен за все хвататься, все щупать, везде руку на пульсе держать. И клиент должен понимать, что ты именно такой человек. Мне важно, чтобы клиент всегда был в комфорте. Я как инструктор по прыжкам с парашютом. Для меня клиент – это человек, который пристегнут к моему парашюту. Я его не контролирую…
…Опекаешь.
Хорошее слово. Помогаю не оставаться наедине с проблемами, даже если они напрямую не касаются дизайн-проекта. Это для меня и есть плодотворное сотрудничество, я не ставлю никаких ограничений. Когда мне клиенты задают вопрос, а сколько раз они могут что-то переделывать, или до какого времени я буду вести проект, я отвечаю: “До того времени, пока мы на новоселье не выпьем по бокалу шампанского. Я с вами столько, сколько нужно”. И мое время для клиентов не лимитировано. У меня нет ограничения на звонки после 19 часов, я не сдаю проект – и после этого “до свидания”, знать вас не знаю. У меня нет такого лимита, я работаю в том сегменте, в котором не хочу и не могу позволить себе работать на обороте – сдал и побежал. Я работаю как ателье высокой моды – скрупулёзно и качественно, привлекая лучших специалистов и уникальные авторские решения. Потому что люди, которых я, как ты говоришь, опекаю – им нужно именно такое сопровождение. Эти люди зачастую пользуются услугами консьерж-служб, чтобы им нашли билеты на концерт Леди Гага или Парижскую неделю моды. Им находят билеты, и точно так же я делаю то, в чем я могу помочь. Поэтому иногда они обращаются ко мне если не за билетами, то, по крайней мере, с вопросами о тех вещах, которые касаются искусства, например. Они знают, что я в этом разбираюсь, имею знакомства, и могу быть полезен. И эти люди ценят такие отношения. Они ценят, что ты вовлекаешься в их интересы. Фактически я для своих клиентов человек их круга. Я не человек, который как батрак на них пашет. Я даже могу сказать клиенту: “Приезжайте ко мне в гости, если хотите посмотреть, как я делаю интерьеры. Вы увидите, как я живу, и сразу все поймете”.
Многие удивляются. Для них непривычно, когда дизайнер сам живет в интерьере дизайнерском, который я для себя сделал. Они думают, что многие дизайнеры делают красоту, а сами как сапожник без сапог. Я не верю в эти истории про сапожника без сапог. Я живу как сапожник в самых лучших сапогах – и всегда так жил. У меня изначально была такая установка, что сначала я себе сошью сапожки, а потом уже остальным. И умные люди, видя это, понимают, что это называется вдумчивый, качественный подход. Уважение к клиентам начинается с уважения к себе. Если у меня стильный и удобный гостевой санузел, в котором есть и духи, и крем для рук, это элемент уважения ко всем, кто там бывает. Если бы у меня там стояли швабры, ведро и валялись бы всякие “Туалетные утята”, из этого было бы понятно, что у меня в голове. Что, может быть, я и им забуду сделать кладовку для этих “Туалетных утят”, потому что предположу, что они их также в уголок в санузле поставят. И в половине случаев я так и вижу у людей. Если дизайнер о таких вещах не думает, он не понимает потребностей клиента. Если, например, у меня ванная комната – три квадратных метра, то, скорее всего, я не додумаюсь клиенту сделать ванную комнату пятнадцать квадратных метров с окном и не уговорю его выделить пространство для этой цели. Если ты не живешь в определенных обстоятельствах, ты не понимаешь ценности этого. Нужно самому ощутить, как важно для настроения, самоощущения, как круто работает окно в ванной комнате, когда ты с утра идешь чистить зубы и не включаешь свет, который тебе после ночи слепит. У тебя комфортный свет с улицы, ты постепенно просыпаешься, у тебя уже настроение по-другому начинает формироваться. Ты никогда не сможешь объяснить это клиенту, если ты сам так не пробовал жить. Нужно обязательно хотя бы поездить по хорошим гостиницам и почерпнуть этот опыт. Дизайнер должен стремиться ощущать тот образ жизни, который он может передать своему клиенту. Осознавая ценность качества жизни, а не количества метров, ты всегда порекомендуешь сделать главную ванную комнату с окном, пусть даже за счет лишней гостевой комнаты. Как и то, что не следует непременно совмещать гостиную со столовой и кухней в одну комнату. Пообщавшись с пусть даже дружной семьей, я пойму, что им будет некомфортно, они будут друг другу мешать в этом большом неразделенном пространстве. Любитель вкусно поесть будет постоянно жарить и парить, а другие – смотреть кино или слушать музыку, отвлекаться на шум и запахи. Через какое-то время они начнут раздражать друг друга. И поэтому я скажу: “Давайте лучше сделаем отдельные помещения, поставим легкие стеклянные перегородки для зонирования и не будем превращать это в один open space”. Я объясняю издержки, и клиенты начинают понимать, что открытое пространство не всегда означает оптимально организованное.
Конечно, ведь они видели это в сериалах, фильмах…
Да, они видели это в интерьерах. Иногда клиентам самые простые, очевидные вещи совершенно не приходят в голову. Они просто берут картинку из фильма или журнала и приносят ее, не понимая, что у всего существуют свои издержки. Например, хотят поставить ванну за стеклянной перегородкой. Я спрашиваю: “Как вы ложитесь спать?” Если вы ложитесь вместе – отлично, для вас это подходит. Но если нет, то каждый раз, когда кто-то заходит в эту ванную комнату за стеклянной перегородкой и зажигает свет, то у спящего в кровати человека резко открываются глаза, потому что в метре от него внезапно загорелся свет, и он спросонья пытается понять, утро ли уже, и как так вышло, что его разбудили в два часа ночи. Все это я рассказываю достаточно образно, поэтому людям легко представить. Приступая к проекту, я хочу понять, как человек хочет жить. Он может сказать: “Я хочу приходить в свою спальню, наполнять купель теплой водой с ароматным маслом, бросать лепестки роз и нежиться в ванне с бокалом розе…” Но при этом нужно вспомнить, что у тебя есть партнер. Что он будет делать в это время? Может, он пришел, сразу упал и уснул, потому что, например, встал в шесть утра. И как вы друг другу – мешать не будете? Или сразу начнете ссориться, и это в итоге приведет к разводу? Интерьер, если он не продуман на таких тонких нюансах, может привести к самым драматичным последствиям для отношений. И долг дизайнера – позаботиться о том, чтобы этого не произошло. А все хорошее – наоборот, чтобы непременно случилось.
Made on
Tilda