Могу сказать, что для меня как для историка искусств, главное – понимание терминологии. И в терминологии у меня подход такой: все, что было сделано в послевоенное время (до 90-х годов) – это было такое протозарождение, предренессанс того, что последовало за этим. Начиная с 90-х годов, когда стало можно изобразить библейские сюжеты, обнаженных женщин, и многое другое – художник может себе позволить изображать все, что угодно именно так, как он видит. Я сейчас говорю не про политические высказывания. Это совсем другое – весь этот концептуализм и «игра в политику» к искусству не имеет никакого отношения. Это моя позиция как искусствоведа. И для меня это правда важно. Потому, что люди, которые играют на моменте сегодняшнего дня, чаще всего проигрывают завтра.
Художники, которые создают ценности – эти ценности не меняются. И, если ты написал свой автопортрет уровня Леонардо да Винчи, он всегда будет висеть в музее. Независимо от того, насколько ты пробивной художник. А китч (да еще и на политическую тему) нужен только сегодня. В этом нет никакого художественного уровня, профессионализма. Зачастую, даже и ремесла. Потому что художник – это 90% ежедневного труда, и только 10% – талант.
Следующее, что для меня важно – наличие профессионального высшего художественного образования. Я не принимаю, не приму никогда в жизни, что появился Ломоносов, который, не умея рисовать, создал художественный шедевр. Такого быть не может. Почему? Для того, чтобы это произошло, тебе нужно, как минимум, знать анатомию человеческого тела; уметь рисовать глаз, нос, руку и другие части тела; понимать, что такое цвет, колористика, и как сочетаются цвета. Если ты этого не понимаешь, то, зачастую, это даже не арт-дизайн, а холст с маслом в лучшем случае. Я не считаю художником человека, который смог зайти в магазин, купил там холст с маслом, кисточку, баночку для воды, и что-то там накрасил. Для меня художник – это человек, который потратил огромное количество времени на то, чтобы создать то или иное произведение, включая: чтение книг; получение новой информации; обязательно – постоянное посещение художественных мероприятий и выставок, музеев, галерей по всему миру. Когда он начинает что-то красить, даже окончив университет, училище, и не знает историю искусств и все, что было до него, то любой предмет, который он изобразит – он уже был. Даже на примере «Черного квадрата» Малевича. Мы с вами не можем поспорить, что это хорошее или плохое произведение. Это данность, что это великий художник, великое произведение своего времени. Но! Малевич не был первым, кто его нарисовал. Не был человеком, который придумал «Черный квадрат». Даже его современники – художники русского авангарда второго эшелона (Попов, Суэтин, Чашкин и другие) – и до него уже изображали футуризм с кубистическими предметами, в том числе и с черным квадратом. И, когда Малевич впервые показал «Черный квадрат», многие из них сказали: «Так я же уже нарисовал это». А его ответ был: «А я первым показал». И здесь мы приходим к тому, с чего начали – show must go on.