Полина Аскери
Основатель ASKERI GALLERY, ARTONLINE24.RU
По каким критериям вы выбираете художников, которых представляет ASKERI GALLERY?
Для меня, как для коллекционера и галериста с большим опытом, несомненно, важно, чтобы художник, которого я принимаю, говорил на актуальные для современной аудитории темы, был с ней на одной волне. Я люблю оригинальное искусство, искусство, выбивающееся из общей массы, отличающееся позитивной энергетикой и несущее в себе какой-то особый смысл. Но также для меня, как для человека, очень важно совпасть с художником лично. Общие ценности и мировосприятие – всегда залог длительных взаимоотношений, особенно, когда мы говорим об отношениях творческих, касающихся такой тонкой материи, как искусство. Все художники, с которыми сотрудничает ASKERI GALLERY, выбраны мной лично. И с каждым из них мы работаем и, не побоюсь этого слова, дружим, уже далеко не первый год.
Современное искусство существует для «избранных» или для широких масс?
Современное искусство – однозначно продукт массовый. И этим он меня привлекает: погрузиться в эту сферу может кто угодно – при должном желании. Для этого необязательно изучать тонны литературы, погружаться в историю и теорию искусства. Ведь то, что производится современным художником, фактически порождено современным, окружающих нас всех миром. Это значит, что все контексты и истории – вокруг нас: остается лишь внимательно наблюдать за этим миром и постигать его с новых ракурсов – через призму современной живописи или скульптуры. Конечно, как и в любой сфере, в современном искусстве очень важна насмотренность и определенная степень эрудированности. То есть, чем больше и чаще вы ходите по выставкам, посещаете арт-ярмарки, общаетесь с художниками и галеристами – тем понятнее вам будет все происходящее в мире искусства, и тем яснее будут личные предпочтения: какое направление и какой художник близки именно вам. К счастью, современная галерея – и я сейчас говорю в первую очередь о своей – это не только развлекательное, но и образовательное предприятие. Мы постоянно проводим экскурсии по нашей экспозиции, а я регулярно читаю лекции о том, как понимать современное искусство, и с чего начать знакомство с этим миром, если вы еще не успели в него погрузиться. Подобный подход помогает существенно расширить аудиторию, увлеченную арт-миром, и помочь ей не запутаться, продолжить знакомство с современным искусством, и, возможно даже, прийти к осознанному коллекционированию.
Ваш проект ARTONLINE24.RU как раз является площадкой, которая предлагает предметы искусства в абсолютно разном ценовом диапазоне, в том числе – очень доступном. Это – оптимальный выбор для тех, кто только начинает разбираться в современном искусстве?
Безусловно. ARTONLINE24.RU изначально был задуман как маркетплейс современного искусства. Это площадка для тех, кто только начал погружаться в арт-мир и стремится окружить себя прекрасным. Но было бы ошибочным считать, что проект существует исключительно для новичков. ARTONLINE24.RU пользуется колоссальным спросом и у опытных коллекционеров – они знают, что именно здесь можно найти что-то стоящее для своей коллекции, обнаружить перспективных, развивающихся авторов, которые в ближайшие несколько лет могут «выстрелить» и существенно вырасти в цене. Ну и, разумеется, это прекрасная и очень удобная площадка для дизайнеров интерьера. Так называемое «интерьерное искусство» – ее основная специализация. Опытные искусствоведы, подборщики искусства на ежедневной основе работают с гигантским количеством частных коллекционеров, крупных бизнесов и дизайнеров. Мы помогаем найти подходящее под интерьер произведение, проводим онлайн- и офлайн-примерки.
ASKERI GALLERY
В чем различие между искусством для музеев, искусством для коллекций и искусством для интерьера?
Честно говоря, ни в чем. Потому, что огромное количество произведений искусства, которые вы сейчас можете видеть в музеях, однажды было тем самым интерьерным искусством. Яркий пример тому – французский художник Анри Матисс. Знаете, где висели знаменитые «Танец» и «Музыка»? В усадьбе знаменитого русского коллекционера Сергея Щукина. Именно с его легкой руки живопись Матисса получила широкую известность в России. И это – путь многих российских и зарубежных авторов на протяжении столетий. Искусство эпохи Позднего Возрождения, Барокко или Классицизма – как думаете, для кого предназначалось оно? Для знати, которая окружала себя роскошными портретами и пейзажами. Знаменитые голландские натюрморты, те самые «малые голландцы»? Постоянные обитатели нидерландских питейных заведений, чьи владельцы покупали «картинки для возбуждения аппетита». Словом, любое произведение искусства – предмет, достойный одновременно и частной коллекции, и интерьера, и стены какого-нибудь огромного государственного музея. Все дело, пожалуй, только во времени и месте.
Каково ваше понимание термина «художественная ценность»?
Художественная ценность – это целая совокупность аспектов, часть из которых довольно субъективна. Сложно сказать, в чем может быть абсолютная художественная ценность, если мы говорим о современном искусстве, а не об объектах классики, окруженных историей и имеющих доказанное колоссальное влияние на искусство всех последующих поколений художников. Мы не спорим о ценности Караваджо, но можем поспорить о ценности, к примеру, художников девяностых и нулевых годов. Ценность современных авторов, пожалуй, складывается из их актуальности, оригинальности, целостности, внутреннего стержня и диалога с аудиторией. Когда мы говорим о средствах художественной выразительности, которые применяются в наши дни – их многообразие может сбить с толку, потому что мастера выбирают порой абсолютно непредсказуемые материалы и техники, порой вызывающие бурный восторг. Например, художник ASKERI GALLERY Даниэль Закх использует для создания своих работ язык программирования. Маша Руденко создает гигантские аппликации, которые издалека выглядят как масляная живопись. Южнокорейский художник Кван Йонг Чан использует для создания своих арт-объектов традиционную бумагу ханджи. Техника, в которой работают художники, вступает в гармоничный дуэт со смыслом, который они несут. И это для меня лично является одним из признаков художественной ценности и целостности автора.

Как вы бы охарактеризовали вкусы современной столичной публики? Что ей нравится, что у нее востребовано?
Современная публика – понятие очень широкое. Ведь мы же не будем говорить на полном серьезе о том, что всем москвичам нравится один и тот же кофе или один и тот же стейк-хаус. Сравнение искусства с едой выбрано неслучайно: вкусы здесь так же многообразны и непредсказуемы. Мне нравится, что жители столицы в целом очень увлечены современным искусством, рады выставкам, биеннале и арт-ярмаркам, которые проходят на крупнейших московских площадках. Сентябрьская COSMOSCOW собрала огромное количество посетителей. ARTLIFE FEST пользуется колоссальным спросом. Люди стоят в очередях, чтобы увидеть современные произведения искусства, познакомиться поближе с галеристами и художниками. Это безусловное доказательство того, что современное искусство невероятно важно и востребовано. Люди тянутся к нему, чтобы познать самих себя и окружающий мир, получить позитивные эмоции или задуматься о чем-то важном. Искусство – один из главных зеркал современности. В это зеркало полезно заглянуть каждому.
Важно ли для коллекционера современного искусства личное знакомство с автором?
Далеко не всегда. Но порой именно личное знакомство и общение оказывается решающим. Наши художники часто приходят на открытие выставок в ASKERI GALLERY, чтобы пообщаться с посетителями, ответить на их вопросы, рассказать подробнее о своих работах. Очень часть людей интересует, с каким настроением или посылом была создана та или иная картина. Им важно, насколько это гармонирует с их внутренним миром, сочетается с их мыслями и переживаниями. Мне кажется, одна из самых крутых штук в современном искусстве – возможность вот такого прямого, открытого диалога с автором произведения.
Обязательно ли «совпадать» с художником, чтобы коллекционировать его работы? И возможно ли рассматривать предметы искусства в отрыве от их авторов?
Для меня, как для коллекционера – крайне важно. Я человек, который любит гармонию во всем и стремится окружать себя вещами, заряженными на позитивные эмоции. Моя личная коллекция искусства создана именно на этом базисе. Поэтому в моем доме, в числе прочих, висят роскошные яркие пончики от Джей Йонг Кима и полотно с чудесным созданием от Питера Опхайма. Это про позитив, чистые детские эмоции и энергию наслаждения жизнью. И я знаю, что авторы, создавшие эти произведения, реально заряжены на позитив и несут в себе ту же гармонию и искреннюю радость. Пообщавшись с Питером, вы не сможете не улыбнуться и не проникнуться историей его фантастических созданий.
Уместно ли преподносить предметы искусства в качестве подарка человеку, который в нем разбирается? И как выбрать действительно ценный для него подарок?
Мне кажется, что в данном случае важно понимать, с каким посылом делается такой подарок. Если вам хочется подарить произведение искусства как знак внимания, который впоследствии будет напоминать о вас человеку – вы можете полагаться на свой вкус и свое впечатление от произведения. Однако если мы говорим о пополнении коллекции – лучше всё же разобраться в вопросе, изучить подробнее художника и произведение, которое вы планируете подарить, посоветоваться с грамотными искусствоведами, возможно, взять несколько консультаций. Кстати, и в ASKERI GALLERY, и в ARTONLINE24.RU мы такие консультации проводим.
Что вы бы назвали в числе самых популярных мифов и ошибочных стереотипов об искусстве?
Пожалуй, главный стереотип касается того, что все современное искусство – пустой и ничего не означающий фантик. Многие «адепты» классики четко делят искусство на «правильное» и «неправильное», говоря о том, что искусство в целом закончилось на Энди Уорхоле и Дэмьене Хёрсте, а кто-то «прощается» с искусством еще на временах Марселя Дюшана и его чудесного писсуаров. Каждую ярмарку или выставку на стенд ASKERI GALLERY обязательно приходят десятки посетителей с подобным мнением. И мне очень нравится видеть их глаза, когда я объясняю смысл, значение наших произведений, рассказываю об авторах, их создавших. Это действительно меняет их представление о современном искусстве и расширяет горизонты восприятия.
Каковы, на ваш взгляд, лучшие способы развить насмотренность?
Выставки, ярмарки, экскурсии и лекции об искусстве. Ходите везде, где только можете. Не бойтесь задавать вопросы, не бойтесь часами стоять у одного произведения и размышлять о его смысле. Не стесняйтесь своего непонимания. Не пытайтесь мыслить узко или применять к произведению искусства какие-либо рамки. Вот, пожалуй, главные правила развития насмотренности.
Поделитесь, пожалуйста, вашим личным топом мировых музеев и галерей (возможно, неожиданных и малоизвестных), в которых обязательно стоит побывать человеку, неравнодушному к искусству?
Мой топ музеев, пожалуй, начнется с очевидного: Metropolitan Museum в Нью-Йорке. Гигантская коллекция искусства, настоящая живая энциклопедия. Если вы хотите познакомиться с миром искусства, сразу нырнув в него с головой, словно в океан – однозначно сюда. Второе место – у Музея Пегги Гугенхайм в Венеции. И вот тут исключительный случай, когда я советую прочитать книгу перед посещением. «На пике века. Исповедь одержимой искусством» - потрясающая автобиография, наполненная подробностями об арт-бизнесе и галерейном деле. Must read, если вы хотите понять, как формировался этот мир и как он трансформировался с течением времени благодаря, в том числе, самой Пегги – крупнейшей галеристке и коллекционеру XX столетия. Разумеется, в моем списке есть Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Это уникальное место, начиная от архитектуры самого здания, где размещается музей, и заканчивая его экспозицией. Она полностью посвящена жизни и творчеству великого сюрреалиста. Маленький лайфхак: посещать театр лучше ночью, когда все картины мастера как будто оживают и обретают новые краски. Разумеется, в моем списке есть и такие гиганты как Лувр. А еще музей Ван Гога в Амстердаме, LACMA LA и The Broad в Лос-Анджелесе. Если же говорить о каких-то новых находках – то я просто обязана упомянуть музей Сумайа в Мексике. Его основал миллиардер Карлос Слим. Музей посвящен его умершей жене. Экспонаты – частная коллекция самого Слима, в которой числятся СВЫШЕ 66 ТЫСЯЧ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА.
Полина Аскери
Насколько нам известно, в ближайшем будущем планируется открытие нового пространства ASKERI GALLERY. Приподнимете завесу тайны?
Пока могу «выдать» вам лишь пару деталей. Во-первых, новое пространство будет существенно больше старого. Наша галерея на Поварской занимает около 150 квадратных метров. А вот галерея на Патриарших прудах – около 800. И там будут не только выставки, но и огромная лекционная и экскурсионная программа. А еще мы планируем проводить мероприятия, посвященные духовному росту, и различные модные мероприятия.
И финальный, немного личный вопрос. Что помогает вам вернуться в ресурсное состояние?
Пусть прозвучит самонадеянно, но ресурсное состояние – мое обычное состояние, потому что я занимаюсь любимым делом. Работа в искусстве требует огромного количества энергии, но она же даёт мне эту энергию на постоянной основе. Искусство – мое главное вдохновение и мой главный ресурс. Ну а помимо искусства, разумеется – общение с любимыми людьми, культурные мероприятия. И рестораны! Очень люблю красивую и вкусную еду.
Made on
Tilda