ТЕКСТ: Александр Попов
Юлия Акимова
Галерист, владелица галереи современного искусства
Carre d’artistes Moscow
«Галерист» – это звучит красиво, но что означает быть галеристом на самом деле?
Галерист – действительно красивая профессия, ни в коем случае не намерена вас в этом переубеждать. Но, в сущности, галерист – это не работа, это – образ жизни. Ты «живешь» искусством, имеешь возможность ежедневно соприкасаться с прекрасным (а искусство по своей сути – не что иное, как прекрасное, наполняющее и обогащающее человека).

Быть галеристом – это приходить в пространство, созданное тобой с любовью, где каждая деталь, картина и художник, которого ты представляешь, вызывают теплоту и искренний эмоциональный отклик.

Вместе с тем, это труд в режиме 24/7. Если ты стремишься преуспеть в этом непростом бизнесе, то вовлеченность во все процессы подразумевается по умолчанию. Я не знаю другой арт-площадки в Москве, которая работала бы все дни в году, кроме 1 января с графиком 11.00 – 22.00. Представьте, что все это время, где бы я ни находилась – на отдыхе с семьей, в командировке, на обучении в другой стране и в другом часовом поясе, – все это время я вовлечена в рабочий процесс, от меня требуется не упускать контроль над ситуацией, быстро и точно реагируя на происходящее. При том, что у нас в Carre d’artistes собрана высокопрофессиональная команда, и, на мой взгляд, эффективно выстроены процессы делегирования, на сегодняшний день я не чувствую возможности полностью отвлечься. Вероятно, такова специфика нашего бизнеса. Это и колоссальный пласт клиентской работы (не всегда простой), и, пожалуй, мой самый любимый творческий аспект – подготовка выставок, которые мы регулярно проводим в стенах нашего пространства (а в допандемийные времена мы организовывали визиты художников со всего мира), и множество других важных моментов – юридических, организационных, финансовых…

Чтобы создать место, которое станет настоящим центром притяжения людей, нужно постоянно генерировать новые идеи, форматы, а для этого, в свою очередь, необходимо всегда «держать руку на пульсе» и отслеживать, что происходит в мире современного искусства не только в России, но и за рубежом.

На мой взгляд, в силу специфики галерейного дела, невозможно раз и навсегда достичь определенного уровня, чтобы дальше все процессы уже шли «по накатанной». Это так не работает. Не только у художников, но и у нас, галеристов – «по ту сторону холста» – имеет место постоянное творчество. А в творческом плане ты никогда не можешь достигнуть «всего». Каких бы успехов ты ни добился сегодня – всегда есть к чему стремиться. Изобретать, открывать, искать и показывать, и зачастую, даже обучать.
Экспозиция Carre d'artistes Moscow на COSMOSCOW 2022
Поиск авторов и художников для вас никогда не заканчивается?..
Никогда. Например, на COSMOSCOW 2022 наша галерея Carre d’artistes Moscow представила художницу Люсю Соловьеву, которая творит под псевдонимом LU. Это был очень яркий дебют на ярмарке: многие гости интересовались работами девушки, обращали внимание на ее талант. С радостью поделюсь ее историей и с вами. Несколько лет назад мы с семьей отдыхали в Плесе, и на обратном пути решили заехать в Суздаль. Это было время новогодних праздников: каникулы, природа, снег, морозы – уникальная атмосфера русской зимы, которую я очень люблю. И, конечно, в Суздале мы не могли не посетить известный завод керамики. Мы были с детьми, я записала их на мастер-класс, и сама с удовольствием в нем поучаствовала. В процессе познакомилась с очень классным парнем, который, мало того, что является преподавателем этих обучающих программ, но также и сам художник. Мы с ним разговорились про достаточно активную творческую жизнь, которая существует во Владимире и окрестностях. Это неудивительно – широко известно, что традиции русской живописной школы восходят к этим замечательным местам. Но то, что там такая активная андерграундная жизнь, для меня стало откровением. Так из разговора я узнала про некое сообщество местных художников. Мне стало интересно увидеть, что они создают, и кто туда входит. Так я и познакомилась с Люсей Соловьевой, которой мы в дальнейшем организовали первую персональную выставку – в стенах нашего пространства, а затем представили ее работы в рамках стенда нашей галереи Carre d’artistes Moscow на COSMOSCOW – ярмарке современного искусства, которая является квинтэссенцией всего происходящего в арт-мире нашей страны. Здорово, что ее работы были не просто отмечены гостями как яркие и самобытные, но и имели большой коммерческий успех у аудитории.
Приходилось ли вам обновлять стенд на COSMOSCOW 2022?
Трижды. Это правда было потрясающе – видите, как до сих пор горят мои глаза, когда я говорю на эту тему?! Очень «драйвовое» мероприятие, хочется еще.
Что для вас интереснее – бороться за хорошо продаваемого художника, или находить не ограненные и неизвестные миру таланты?
Возвращаясь к сложностям нашей профессии – на мой взгляд, неправильно выбирать одно из этих направлений. Если ты постоянно будешь показывать одних и тех же авторов, то рано или поздно зрителям это надоест. И это нормальная человеческая реакция. Тем более, что среди нашей аудитории около 70% – это повторяющиеся клиенты (что, кстати, для галереи современного искусства – очень достойный и даже впечатляющий показатель доверия, которым я осень горжусь).

Carre d’artistes уже более 7 лет на российском рынке, и есть авторы, с которыми мы работаем с самого основания галереи. Если бы на протяжении всего этого времени наша подборка была статичной, наши постоянные гости стали бы искать что-то новое уже в другом месте. Ведь что такое покупка искусства? Это прежде всего инвестиция в эмоции. Каждый раз покупая искусство, мы получаем новые эмоции. А новые имена – это новые впечатления. Соответственно, не открывая их, ты не можешь угождать своей аудитории.

С другой стороны, если постоянно менять экспозицию, занимаясь лишь открытием новых имен – это вряд ли будет правильным путем развития. В подборке галереи обязательно должны быть ключевые авторы, на работы которых гости специально приходят смотреть. Скажем, гости знают, что у нас в Carre d’artistes Moscow на эксклюзивных условиях (это немаловажный аспект) представлены работы французского мастера графики Франсуа Саука. Они понимают, что их можно найти в России только здесь, и приходят к тебе за ним.

Здесь важен баланс и разнообразие: знакомые, уже полюбившиеся авторы и новые неизвестные имена – именно так ты и приобретаешь лояльность аудитории.
Carre d'artistes Moscow (Петровка, 17)
Портрет вашего гостя – какой он?
Очень горда тем, что он достаточно разнообразный. В России принято говорить о довольно узкой категории людей, которые закрыли все свои основные потребности, и теперь могут обратить внимание на покупку предметов искусства. Рада, что это не так применительно к Carre d’artistes.

Это особенно ценно с учетом того, что мы предлагаем исключительно оригинальные произведения искусства. У нас нет ни постеров, ни тиражей – это моя принципиальная позиция как галериста, потому что произведение искусства, которое несет в себе энергетику автора, кардинально отличается от любой тиражной истории (даже если мы говорим о лимитированных и подписанных автором выпусках). И, следуя этой концепции, представляя только авторские работы, которые существуют в единственном экземпляре, мы остаемся в относительно доступном (насколько это принципе возможно для искусства) ценовом сегменте. При этом я всегда говорю, что доступно – это не значит дешево.
Доступном для среднего класса.
Абсолютно. Здесь важно сказать, что в нашей концепции доступность определяется не столько финансовыми показателями, сколько способом преподнесения. У нас все организовано так, что пространство не «давит» на гостя. Человек чувствует – ему здесь рады. Если есть вопросы и интерес – с вами с удовольствием поделятся знаниями, расскажут и про художников, и про работы и даже про те приемы, с помощью которых можно сочетать разных авторов между собой. При этом гость может самостоятельно все посмотреть, почитать про авторов, полистать работы, примерить и представить, как искусство будет смотреться у него в пространстве. То есть, у нас можно легко соотнести предмет искусства со своей жизнью, а это важно.

Как следствие – наш клиентский портрет очень разнообразен. От студентов, которые на скопленные деньги приобретают небольшие работы до весьма серьезных коллекционеров. Один из самых приятных моментов в моей работе - понимание того, что получилось сделать искусство доступным действительно широкому кругу людей.
В случае со студентами – буквально выиграть конкуренцию у лимитированных кроссовок…
Да, можно и так сказать. Понятно, что это – не наша основная аудитория. Но уже то, что они с определенной периодичностью приходят и делают приобретения – это многое значит для меня как галериста.
Покупая предмет искусства, обязательно думать/знать/понимать, куда ты его повесишь/поставишь/положишь?
Здесь существуют разные позиции. Я считаю, что искусство первично. И, если вы обратитесь к любому члену нашей команды, он вам скажет то же самое. Потому что мы всегда отталкиваемся от искусства. Искусству ничего не нужно. Если работа у вызывает эмоциональный отклик, можно просто поставить ее в спальне, оперев на стену. И тогда с утра, открывая глаза, ты будешь любоваться ею и испытывать тот же спектр эмоций.

К сожалению, в наш обиход сегодня плотно вошел термин «интерьерная живопись». Мы против его использования. Действительно, на арт-рынке России большое количество сделок происходит с участием профессиональных игроков – дизайнеров или архитекторов. Многие предметы искусства реализуются с их помощью. С одной стороны, кто, как не грамотные дизайнеры и архитекторы станут проводниками своих клиентов в мир прекрасного? Именно в их силах, полномочиях и зоне ответственности донести до клиента: «Поздравляем, вы стали обладателем замечательного дизайна. У вас собраны великолепные имена с точки зрения интерьера, предметов мебели. Но теперь нужно насытить пространство искусством».

И тогда дизайнер приглашает клиента в галерею. Кто-то даже начинает коллекционировать искусство с легкой руки своего архитектора.

Но есть и другая крайность – когда дизайнеры вместе с заказчиками стремятся выбрать искусство как идеально встроенное в общий концепт цветовое пятно, подходящее под занавеску или под кантик на ковре. Когда ты приходишь в дом и видишь выверенный до миллиметра интерьер с идеально подобранным по стилю и по цвету артом, то понимаешь, что это неживое, искусственное. Взять, например, европейскую традицию или традицию, которая существовала и у нас в дореволюционной России, когда предметы искусства переходили в семье от поколения к поколению. Они же не могут идеально подходить под диванную подушку или кантик на ковре. Тебе что-то досталось от бабушки, что-то перешло от дедушки по другой линии. Разные эпохи, стили, жанры – разные рамы, в конце концов. И все это прекрасно уживается в одном доме.

Понятно, что мы живем в стране, которая за последние 100 лет пережила череду турбулентных времен, когда исторические эпохи не раз сменяли друг друга, полностью обесценивая все, что было до этого. Но все же на сегодня наметился тренд возврата к своим корням, и это не может не радовать.

Собирая коллекцию искусства, люди должны понимать, что у них может быть другой дом, они могут переехать. И коллекция – это то, что переедет с ними из одного места жительства в другое. И преобразит их новый дом. И будет напоминать о разных жизненных периодах... Знаете, как бывает – в одном состоянии мы покупаем одни картины, а в другом состоянии мы можем обратить внимание уже на совсем другую живопись… А коллекция будет молча хранить все эти воспоминания.
…И сам человек меняется.
Безусловно. Коллекция искусства – это тот культурный багаж, который ты передаешь своим детям, ведь они будут расти в доме, наполненном прекрасным. Мне кажется, это не может не отразиться на их воспитании.

Конечно, в детстве это сложно осознать. У меня тоже маленькие дети, и я не могу похвастаться тем, что они целыми днями обсуждают семейную коллекцию картин. Но совершенно точно она повлияла на их восприятие. Приходя с ними на выставку или в музей, я вижу, что они совершенно иначе смотрят на экспонаты, потому что у них уже есть опыт и насмотренность. Она возникает невольно. Поэтому, если я и могу дать совет (ни в коем случае, не в назидание) – нужно обязательно наполнять свой дом искусством. Необязательно громкими именами: всегда можно найти работы молодых художников, те же миниатюры, которые будут более доступны, но радовать будут не меньше.
С работами каких художников обязательно стоит прийти познакомиться в галерею Carre d’artistes?
Специфика нашей галереи в том, что мы представляем авторов из разных стран. Очень много художников из Франции, также есть художники из Аргентины, Японии, Болгарии, разумеется, России… Это здорово, что мы имеем возможность представлять некий срез того, что происходит в современном искусстве по всему миру, поскольку все художники, с которыми мы работаем – ныне живущие (кроме одного).

Полюбившаяся многим абстракционистка Наен, живущая на юге Франции, которая создает легкие, вдохновленные природой места, где она живет, работы…

Потрясающий мастер графики Франсуа Саук со своей графикой, выполненной в жанре «ню» – он очень любим нашей публикой за легкость и элегантность, – настоящий французский шик.

Сдержанные минималистичные абстракции Даниэля Рейманна, которые мы также представляли на COSMOSCOW 2022, и они имели колоссальный успех: все выставленные работы были проданы за первые два дня проведения ярмарки. И до сих пор почти каждый день приходят гости, которые просят показать его работы.

Представлены в подборке Carre d’artistes и другие два с лишним десятка авторов, и про каждого можно рассказывать бесконечно (это как дети – обязательно кого-то обидишь, если кого-то начнешь выделять). Поэтому, я предлагаю ознакомиться с нашей подборкой на сайте www.carredartistesmoscow.ru, а еще лучше – прийти и увидеть вживую, потому что сайт не может передать те самые эмоции, о которых сегодня неоднократно говорили. «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера – видя фотографию, мы не понимаем ни ее размер, ни нюансы техники. Также как и с работами великого Сулажа, которые, на мой взгляд, не производят того эффекта, когда ты смотришь на них в интернете.
Только физически стоя перед полотном, можно в полной мере прочувствовать идею автора. Ведь на зрителя воздействуют и композиция, и цветовая масса, и, безусловно, масштаб произведения.
Тем более, что цветность на экранах гаджетов и мониторов невозможно передать.
Есть такие художники, про которых мы сразу говорим: «Приходите смотреть вживую». Их работы не получается запечатлеть на фото или видео. «Неуловимые картины» – так мы их называем - когда оттенок и фактура настолько уникальны, что их просто невозможно передать с помощью техники.

Кстати, просьбы сфотографировать и прислать видео работ сегодня встречаются часто. Пандемия поспособствовала распространению практики дистанционной покупки предметов искусства. Ранее про нее сложно было даже думать, а сегодня она уже привычна для многих.

И, когда нам пишут: «Видели, что к вам пришли новые работы Франсуа, отправьте нам, пожалуйста видео, месье Саук нам нравится, и у нас уже есть его произведения», – то начинается сложнейший процесс передачи цветности через смартфон. Буквально хватаешься за голову, потому что у тебя вместо изумрудной работы получается, например, синяя. Или Кристиан Эван, который покрывает свои работы специальным составом, который сам смешивает из секретных ингредиентов – и получается толстый слой глянца. Он настолько капризно себя ведет на видео, что никак не передать всей глубины, тонких переливов. Конечно, мы никогда не отказываем, видео и фото обязательно отправляем, но всегда приглашаем в гости – увидеть работу лично.
Команда Carre d'artistes Moscow
Получилось ли у вас решить логистические вопросы, которые возникли в текущей ситуации?
Как видите – да. Мы получили уже третью поставку в новых реалиях. Но самое главное, что все авторы, которые с нами работали, по по-прежнему с нами: не было даже доли негатива к галерее и уж тем более нежелания продолжать дальнейшее сотрудничество. Наоборот, они сказали, что в этот непростой период хотят продолжать радовать своим искусством наших гостей.

Может прозвучать банально, но искусство как ничто другое способно сделать наш мир лучше, потому что мир начинается с каждого из нас. А искусство – это самый короткий путь сделать свою жизнь лучше, украсить ее, и придать стимул для роста самому себе.
На какой ступени пирамиды Маслоу возникает интерес к искусству?
У меня он существовал всегда – еще до открытия галереи Carre d’artistes – без искусства, на мой взгляд, нельзя. Это – ступень, если не одна и та же с продуктами обеспечения жизнедеятельности, то как минимум следующая.

Современное искусство нас окружает всегда, особенно если ты живешь в мегаполисе. И это не только выставки и галереи. Другое дело, что мы можем этого не замечать – ведь все зависит от восприятия человека. Можно просто идти по улице и видеть архитектуру, цветовые сочетания, игру света и фактур…
…Ты видишь примерно тоже самое, что и современные художники.
Только смотришь на это под другим углом. Важно видеть прекрасное вокруг себя. Искусство открывает тебе возможность это прекрасное воспринимать. Оно впускает в твою жизнь бесконечную палитру красок, чувственных и эмоциональных переживаний – просто благодаря тому, что ты начинаешь замечать то, чего не замечал прежде. Тебе казалось, что ты видел шторку, а оказалось, что это целый открытый занавес.
Made on
Tilda