Аналитики отмечают, что ключевым глобальным трендом на рынке ИБП-решений стало распространение генеративного ИИ — он все чаще помогает пользователям взаимодействовать с системой. Однако, искусственный интеллект в ИБП-решениях начал массово применяться и для других задач: оптимизации и расширения операций цифровой цепочки поставок, отслеживания сырья и готовой продукции, прогнозирования товарных потоков и рисков. Среди других глобальных тенденций —переход к дистрибуции ИБП-решений по модели SaaS и возросший интерес к платформенным решениям, которые помогают бизнесу повысить уровень зрелости планирования цепей поставок.
В свою очередь, российский рынок решений ИБП развивается и формируется c учетом мировых трендов, однако вызовы на нем другие: в первую очередь, замещение импортных систем на отечественные с учетом специфичных запросов российских заказчиков.
В этих условиях российские вендоры продолжают развивать функциональность решений, одновременно с этим выстраивая стратегию развития на рынке, что приводит к определенным «болезням роста». В частности, многие из вендоров вынуждены сами оказывать ИТ-услуги в рамках предложения своих продуктов. Еще одной проблемой эксперты называют проектно-ориентированный подход к предложению и внедрению решений ИБП. По их мнению, это приводит к снижению прозрачности ценообразования и неясность ценообразования и затрудняет оценку инвестиций для заказчиков. Аналитики считают, что на исцеление от «болезней роста» уйдет еще 2-3 года.
Далее в отчете представлены итоги оценки 12 ведущих российских компаний в области ИБП, их функциональные возможности и стратегии развития. Оценка ИБП-решений проводилась по двум направлениям: текущие возможности и планы развития. Учитывались технологические тренды и потребности рынка. Перечисленные критерии оценки помогают потенциальным клиентам понять, на что обращать внимание при выборе поставщика.
По итогам работы были выделены 4 вендорские компании, набравшие более 70 баллов, которых можно назвать предпочтительными и оптимальными для большинства клиентов. Axenix (платформа In.Plan), «Интегрированные Системы Управления (Knowledge Space)», «Ново Биай» и Goods Forecast представляют группу «лидеров» в своей области, демонстрируя высокие стандарты качества. Компании, набравшие от 45 до 70 баллов, предлагают решения, в целом соответствующие современным требованиям бизнеса. В группу «соискатели» вошли новые участники рынка, которые, несмотря на свою молодость, способны предложить свежие идеи и нестандартные подходы к интегрированному бизнес-планированию.
Аналитики выработали набор рекомендаций, которых целесообразно придерживаться при выборе поставщиков услуг для интегрированного бизнес-планирования:
● Проводить тщательный анализ предложений различных вендоров, учитывая как их функциональные возможности, так и отзывы других клиентов.
● Обеспечивать качественную поддержку и обучение сотрудников, чтобы минимизировать проблемы при внедрении новых систем.
● Стремиться к выбору вендоров, предлагающих возможность адаптации решений под индивидуальные бизнес-процессы.
● Регулярно отслеживать новые тренды в области ИБП чтобы оставаться конкурентоспособными и быстро адаптироваться к изменениям на рынке.
Проект выполнялся совместно с экспертами Аналитического центра TAdviser.
Алексей Борисов, директор по консалтингу, исследованиям и аналитике Центра экспертизы и коммерциализации в секторе информационных и финансовых технологий Фонда «Сколково»: «Рынок ИПБ-решений продолжает развиваться, наращивая функциональность и поддерживая отечественные технологические платформы. Компании российской промышленности, энергетики, финтеха и других сфер используют разные продукты для управления цепочками поставок и планирования. Исследование показало, что недостаточное понимание преимуществ ИБП внутри компании является сдерживающим фактором. Хотя на рынке есть российские решения с хорошей базовой функциональностью в части интегрированного планирования цепочек поставок. Лидеры российского рынка обладают более продвинутыми функциональными возможностями и заявляют амбициозные карты движения».
Николай Каменнов, заместитель главного редактора TAdviser: «Мы благодарны конечным заказчикам решений для интегрированного бизнес-планирования цепей поставок за участие в исследовании этого года. Это позволило получить более консистентную картину происходящего на рынка данного класса ПО и дает возможность всем участникам рынка быть услышанными и определить первостепенные задачи, которые необходимо решить конечным заказчикам в этой области».