Проект «Палисадники» волгоградской художницы Тамары Шипициной исследует такое явление постсоветского бытового ландшафта, как «палисады» – самодельные ограды, иногда представляющие собой нити с флажками или фрагменты старой мебели, за которыми всаживаются цветочные композиции перед многоквартирными жилыми домами – палисадники. Эти пространства, созданные на границе между приватностью и общественностью, хранят в себе визуальные и культурные коды, которые, казалось бы, уходят в небытие, но на самом деле остаются живыми и актуальными, передаваясь от одного поколения к другому. Палисадники становятся метафорой не только изменений в социальном ландшафте, но и бесконечного движения времени. Это пространство заботы – не только о растениях, но и о самих людях, о том, что они создают вокруг себя, о том. как они воспринимают свои отношения с окружающим миром.
В поисках методов осмысления бытового ландшафта городов нашей страны, автор выделяет палисады как первичный уже вошедший в обиход граждан жест апроприации неуправляемого энтропийного пространства. В проекте Тамары Шипициной невзрачные самодельные ограды становятся тонкой нитью, отделяющей свое и чужое, путеводной нитью, и чертой между бытием и небытием, сном и явью.
Экспозицию дополняют произведения Михаила Рогинского, Ани Жёлудь и Ильи Кабакова из фондов Московского музея современного искусства. Вместе с работами Тамары Шипициной, произведения этих художников показывают многослойность и неоднозначность отношения к пространству, его восприятия и преобразования.
ОБ АВТОРЕ
Тамара Шипицина – архитектор по образованию, на протяжении последних десяти лет активно занимается печатной графикой. Используя офортный станок, собранный по собственным чертежам, она экспериментирует с различными техниками и медиумами, которые преображаются в уникальные инсталляции в зависимости от выбранной основы и соединения с другими материалами и приемами. Художница вступает в диалог с городским пространством, находя красоту там, где обычно ее не замечают, и превращает образы в символические пространства, в которых переплетаются личные переживания с общественным контекстом.