В «Формировании» в качестве основного материала используется фанера — строительный, утилитарный ресурс, лишённый сакральной или музейной ценности. Важно подчеркнуть: все элементы выполнены из обрезков и остатков — фрагментов, изначально не предназначенных для художественного использования. Эти следы предыдущих функций не стираются, а, напротив, становятся частью визуального и смыслового слоя работ. Такой подход позволяет говорить о скульптуре как археологии материала. Следы предыдущего назначения не устраняются, а становятся частью повествования — скульптура здесь не иллюстрирует идею, а возникает как археология материи, где каждый скол и угол — знак, проявления утраты и переформулированного смысла.
Серия «Preforms» сосредоточена на врождённой телесной памяти: органические формы словно возникают сами собой, напоминая живые структуры, геологические образования, архетипические символы. Художник работает на стыке точной обработки и ручной пластики, сочетая контрасты - текстура дерева - текстура краски, выпуклое - вогнутое, плавное - угловатое, теплый цвет - холодный, вытянутое - плоское. Как в природе, где формы адаптируются и изменяются под действием времени и среды, объекты обладают внутренней энергией, реагируя на зрительный контакт и оживая в восприятии зрителя. Ощупывая поверхность, заглядывая внутрь объекта, человек открывает новые грани восприятия, сталкиваясь с архетипическими образами, узнаваемыми на интуитивном уровне.
«Я не стремлюсь к созданию законченной формы, скорее — фиксирую переходное состояние, в котором материал начинает «говорить» за счёт собственных повреждений, углов, следов разрезов».
Александр Малахов
Кураторы проекта: Валентина Кузина и Юрий Синозацкий.
Фото: Анастасия Иванова